• Нефть Мангистау. Все о нефтегазовой отрасли региона
  • Нефть Мангистау. Все о нефтегазовой отрасли региона
  • Нефть Мангистау. Все о нефтегазовой отрасли региона
  • Нефть Мангистау. Все о нефтегазовой отрасли региона
  • Нефть Мангистау. Все о нефтегазовой отрасли региона
  • Нефть Мангистау. Все о нефтегазовой отрасли региона

Справочник

Сила, мудрость и святость Ер-Косая

alt 

 Недавно исполнилось 500 лет одному из самых почитаемых святых края, народному батыру, имя которого помнят по сей день – Ер Косай ата.

Великое множество легенд и поэм сложено об этом удивительном человеке. Богатырь, защитник своей земли и своего народа, мудрец, наделенный даром  предвидения и целительства – таким его знали современники, таким остается он в памяти нынешних поколений мангистаусцев.

 


 

 

 

Интересна сама эпоха, в которой жил Ер Косай ата. Как известно, Казахское ханство образовалось в 1466 году. Это было время больших перемен в жизни степняков. Так, султаны Керей и Жанибек отделяются и уходят со своими сторонниками и соплеменниками от хана Абулхайыра.

Можно только представить, в каком бешенстве был хан: ведь вместе с султанами ушло двести тысяч его поданных…

Жанибек и Керей создали ханство на территории между нынешними Жамбылской и Алматинской областями. В состав государства были приняты и алшаны – представители Младшего жуза, Адай со своими сыновьями Кудайке, Келимберды и внуками Косаем и Тазеке. Эти люди приняли самое горячее участие в становлении и укреплении мощи нового казахского  государства.

Летописцы утверждают, что Косай батыр, родился в 1507 году и он является внуком знаменитого Адая, сыном Кудайке батыра. Кудайке батыр,  как и его сын, оставил  в истории казахского народа свой яркий след. Он был одним из видимых казахских государственных деятелей, соратником Касымхана. Под знаменем хана, не раз отражал войска из Шаш – так в старину называли Ташкент. Похоронен он в 60-ти километрах от Ташкента. Местное население до сих пор называет место захоронения  батыра «Кудайке-казах моласы».

Его не менее знаменитый сын Ер Косай был современником и ближайшим соратником известной исторической личности Акназара. Ер Косай был верным и бесстрашным соратником хана. В борьбе с калмыками и жунгарами, Косай ата отличился своей недюжинной богатырской силой, за что и прозвали его в народе Ер Косай-герой, мужественный Косай.

После смерти Косымхана  на трон восходит Шыгай. Но впоследствии  происходит разрыв Ер Косая с молодым ханом, впоследствии чего батыр уходит от него. Вместе с ним ушли и 40 тысяч алшынов. Обосновались они в Сырдарьинской пойме. А через некоторое время откочевывают в местность  Нурата и дальше, вглубь Узбекистана. Ныне  это территория современной Каракалпакии.

В памяти народа Ер Косай ата остался не только как батыр, защитник казахского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Он обладал также даром ясновидения,  исцелял больных  и немощных, чем заслужил великое уважение и искреннюю любовь народа.

Однажды  зимой вместе со своими братьями Табышем и Муналом Ер Косай вышел в путь. Дорога была дальняя, полная лишений и препятствий, еда закончилась. Не выдержав, младшие братья обратились к старшему: «Косай ага, в народе вас почитают как святого, творящего чудеса. Помогите и нам. Если в пути не встретим жилья, мы погибнем». Косай ата обратил свой взор на холм, видневшийся впереди, и подбодрил младших: «Поднимемся на ту гору, а там посмотрим, что нас ожидает».

… У подножия холма путники увидели одинокую юрту. Войдя в нее, они поздоровались с одиноким седобородым степным аксакалом, пригласившим их к достархану. За бешбармаком, старец  дал свое благословение Косаю: «Куда бы ни выводила тебя твоя жизненная тропа, да сопутствует тебе во всем удача. Пусть будет путь твой легким и светлым. Да окружают тебя верные спутники и друзья, а скот твой будет многочисленным. Да исполняются все твои желания, а имя твое будет бессмертно в памяти поколений, и каждый, кто обратится к тебе за помощью, обретет ее незамедлительно!»

Отогревшиеся и сытые путники заснули богатырским сном. А утром, проснувшись отдохнувшими и посвежевшими, не могли поверить своим глазам – ни старца, ни юрты, ни очага. И лишь тогда поняли они, что их приветил сам Кадыр ата. Сила благословения святого Кадыра  была настолько велика, что даже после смерти Ер Косая, это было добрым знаком. И ныне у казахов принято брать бата у потомков Косай ата. Считается, благословение, данное ими кому-либо, дарует удачу.

Правда, жизнь самого святого не была легкой. Рассказывают, во время переезда на зимовку в одну из жесточайших зим, при переходе через замершую Сырдарью все кочевые Косай ата ушло под лед. Полноводная река поглотила со всем  скотом и домашним  скарбом также  жену аксакала, троих сыновей, снох и шестерых внуков. Единственный, кто остался в живых, был сам старец, которому в то время шел шестьдесят восьмой год. Выбравшись на берег, почерневший от горя аксакал, горько стеная, воздел руку к небу: «О, Алла! Оын бер, оынан да соын бер!» («О, Всевышний! Дай хорошего последствия!»). Присутствовавшие рядом люди недоумевали, о каком хорошем последствии может просить человек, потерявший все в одночасье?

Но последним дальнейший ход событий. Осиротевший Косай ата прибывает к своему младшему брату Тазеке, который дал ему кров. Жена Тазеке, Акыл, понаблюдав за старшим деверем, предложила мужу женить брата. Тот искренне возмутился: «Что ты несешь! В таком возрасте!  Да и что скажет народ?» Но Акыл удалось убедить мужа. Засватали за аксакала одну из незамужних дочерей туркмена Бегли ишана, друга Ер Косая. После отъезда сватов Огыл менлы приснился сон: некий седобородый аксакал дал ей свое благословение. Но, что поразило ее – вокруг головы старца сиял нимб из шести сверкающих звезд.

Поняв значение вещего сна, девушка дала свое добро. И в действительности, выйдя замуж за Ер Косая, Огылменлы родила ему одного за других шестерых сыновей: Байбола, Тнея, Айтея,Бегея, Бали,Суюндука.

Вот она, просьба, услышанная Небесами: «Оын бер, оынан да соын бер!» Взамен троих погибших сыновей Всевышний дал аксакалу шестерых сыновей, да еще каких!

…Косай ата покоится в Каракалпакии, в 25 километрах от города Нукуса, в местности Бестобе. До сих пор к мавзолею святого приходят тысячи паломников, немощных и страждущих…

Потомки Ер Косая проделали колоссальную работу, чтобы найти точное место захоронения аулие.

Сегодня достоверно известно, что святой был похоронен на самом высоком из пяти холмов (Бестобе в переводе с казахского языка означает пять холмов). На месте захоронения были обнаружены кулпытас с родовым знаком адайцев-танба – и заросший мхом камень, на котором арабской вязью было высечено «Ер Косай». О том,что именно здесь нашел свое последнее пристанище святой, говорит также множество топонимов, связанных с его именем-Косай копipi (мост Косая), Косай тopткiлi (возвышенность Косая) и другие.

Из поколения в поколение здесь передают рассказы о том, что на вершине самого высокого холма на Бестобе похоронен казахский святой, дух которого и после смерти продолжает творить чудеса.

Сюда приезжают не только со всех уголков Казахстана, но и из Туркмении, Узбекистана, Ирана.

18 лет назад потомки Косай ата воздвигли на месте мавзолей. Рядом покоится его верная спутница жизни Огылменлы-ана. В память о своем великом предке каждый год в сентябре в Бестобе дают поминальный ас.

…Любовь, почитание и уважение народа оказалось сильнее времени.

 Автор Галия Кенесбаева